По официальным данным Керчь является старейшим городом России с более чем 26-вековой историей. Город на берегу пролива между Азовским и Черным морем основан в конце VII – начале VI вв. до н.э. выходцами из Милета, как греческая колония Пантикапей. Акрополь (укреплённая часть города) располагался на горе Митридат. Здесь был возведен величественный по тем времена храм Бога солнца - Аполлона. Позднее появился храм в честь Афродиты и Диониса.
В следующие 100 лет после возникновения Пантикапея в районе пролива Боспор начали появляться и другие эллинские полисы. Примерно к 480 г. до н.э. города побережья, расположенные на территории нынешнего Таманского и Керченского полуостровов объединились в Боспорское царство, признав Пантикапей своей столицей. Первым правителем государства был избран Археанакт, однако уже через 42 года произошла смена династии и на престол взошли Спартокиды. Представители новой царствующей семьи проводили гибкую внутреннюю и внешнюю политику. При Спартокидах была завоёвана Феодосия и подчинены новые земли вплоть до Танаиса в устье Дона.
С развитем Боспора изменялись не только государственные границы и внешний облик столицы. Развивалась и экономика царства. Основным занятием боспорцев было земледелие и торговля с Грецией. В метрополию везли хлеб, солёную рыбу, кожи и рабов. Скифам в обмен на продукты скотоводства и рабов предлагалось местное вино, ремесленные изделия. В то же время Боспор был эталоном не только богатства, но и культуры. В античности у греков ее идеалом считалось образование. Поэтому в Пантикапее и других городах царства открывались школы и гимназии, молодые люди имели возможность отправиться на обучение в Афины. В столице Пантикапее, кроме того, были сосредоточены разнообразные художественные и ремесленные мастерские. Почиталось в Боспорском царстве также музыкальное и театральное искусство.
Закончилось правление Спартакидов в период около 109—108 г. до н.э. скифским восстанием под предводительством Савмака и переходом Боспора под власть Понтийского царя Митридата VI Евпатора после подавления бунта. В составе Понтийского царства Боспор пребывал недолго. Вхождение боспорских городов в него поначалу принесло много выгод. Победоносные войны понтийского царя, интенсивное развитие торговли, усмирение пиратов позволили грекам возобновить занятие сельским хозяйством, ремеслами и торговлей. Однако подъем экономической жизни полисов был заторможен войнами, которые Митридат VI начал вести с Римской Империей. В этих войнах продовольствие для армии доставлялось прежде всего из Боспора. Кроме того, в армии Митридата служили люди из подвластных Боспору племен. Все это вызывало недовольство населения и в конце концов привело в 63 г. до н.э. к бунту в боспорских городах. Митридат VI укрылся от восставших в акрополе Пантикапеи, но в итоге противостояния он понял бесперспективность сопротивленя и приказал охране убить себя. Восстание городов Боспора было для римлян настолько своевременным и важным, что после гибели Митридата VI находящаяся от Пантикапеи через пролив Фанагория получила от Римского консула Помпея права свободного города. Следующие 3 века судьба Пантикапеи была тесно связано с историей Римской империей.
Власть над Боспорским царством после смерти Митридата VI получил его сын Фарнак, который был утвержден на престоле консулом Помпеем и в его подчинение был передан даже Херсонес Таврический. В начале своего правления Фарнак предпринял ряд мер, направленных на стабилизацию внутреннего хозяйства и внешнего положения царства. Однако начало гражданских войн в Риме в конце 50-х годов I века до н.э. породили у Фарнака иллюзии о реставрации державы своего отца. Осада Фанагории и поход Фарнака в Малую Азию привели в итоге к его поражению в войне с римлянами и приходу к власти в Боспоре следующего правителя. Перечисление всех царей, побывавших за следующие 300 лет на троне в Пантикапее заняло бы не одну страницу сайта. Но все правители царства так или иначе становились участниками исторического соперничества между римлянами и греками. Все они фактически признали себя царями, вассальными Римской империи, но в то же время в любом удобном случае старались получить максимум независимости. Такая политика не способствовала хозяйственному подъему Боспора, а зачастую и провоцировала внутренние войны.
Боспорское царство избежало разрушительного нашествия гуннов, однако подверглось нападению готов во время Великого переселения народов. Варварам Боспор был интересен не в качестве земель для поселения, а место имеющее большое стратегическое значение. Отсюда они совершали набеги на римские владения в причерноморье и сюда возвращались, как на свою базу. Готские войны не прошли бесследно для Боспорского царства. Практически прекратились его торговые связи с внешим миром, совсем прекратился экспорт ремесленной продукции и продуктов земледелия. Заметно обеднела столица Боспора - Пантикапей.
История Боспорспорского царства закончилась мирно, путем присоединения к Византии в начале VI в. н.э. Пришедший в упадок Пантикапей некоторое время принадлежал византийцам, затем, в VIII-X веках здесь властвовали хазары, но существенного торгового и стратегического значения город при них не имел.
После падения хазарского каганата, в разгроме которого решающую роль сыграло Древнерусское государство, на Таманском полуострове и Восточном Крыму было образовано Тмутараканское княжество, включавшее в себя Тамань и Восточный Крым, включая город Корчев на месте византийской крепости Боспор. Одним из документальных свидетельств существования в X веке города Корчев служит "Тмутараканский камень" - мраморная плита с древнерусской надписью, на которой новгородский князь Глеб Святославич, прибывший править в Тьмутаракань, отметил результаты замера расстояния по льду через Керченский пролив между городами Тмутаракань (современная Тамань) и Корчев (Керчь). В Корчеве русские восстановили византийскаую православную церковь Ионна Предтечи и сегодня - это самый древний каменный храм Киевской Руси, дошедший до наших времен. Сама крепость Корчев-Боспор к сожалению смогла дожить лишь до 1829 года, пока стены не были разобраны при застройке Керчи.
В 1117 г. земли Керчи захватили половцы (кипчаки). Керченский полуостров был облюбован ими для зимовок, здесь они обустраивали таборные стойбища. Город их не интересовал, поэтому вместе с храмом Ионна Предтечи он оказался заброшенным и оставался в запустении вплоть до середины XIV столетия.
В XIV веке берега Керченского полуострова попали под влияние выходцев из Генуи. Они возводили в городах свои сооружения и постройки, необходимые для жизни, торговли и защиты. В Керчи одним из таких сооружений, дошедших до наших дней, является Генуэзский мол, построенный для нужд порта. Здесь, также когда-то существовала генуэзская крепость Воспро.
В 1475 году город Воспро, как и все генуэзские поселения Крыма, был захвачен Османской империей. В османские времена, как и в Генуэзские, город Карша (по-тюркски "рынок") не относился к числу крупных населенных пунктов. Мощной крепости здесь не было, только четырехугольный замок с башнями, зубчатыми стенами и четырьмя воротами, в котором проживал турецкий наместник со 150 стражниками. Это связано с тем, что особой нужды в форте не было - соперников на Черноморье и Азове османы не имели. Поэтому крепость под названием Ени-Кале появилась на берегу Керченского пролива только в период 1699 - 1705 гг. когда окрепшая Россия во главе молодым Петром I вознамерилась "моря воевать". Ее главным предназначением было недопущение российских кораблей из Азовского моря в Черное. Однако повоевать с Петром I ей так и не довелось, а во время очередной русско-турецкой войны в 1771 г. она сдалась русским войскам без боя.
Но Ени-Кале не входила в состав города. Поэтому сам город Карша не имел военного значения. Здесь были сосредоточены торговая, светская и духовная жизнь восточной части Крыма.
Керчь и крепость Ени-Кале вошли в состав Российской империи на несколько лет раньше остального Крыма. Согласно Кучук-Кайнарджийскому договору 1774 года передача города и большей части Керченского полуострова являлась одним из итогов русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Кроме того, по договору Черноморский флот навсегда прописывался на Чёрном море и для его кораблей открывался свободный проход через Босфор и Дарданеллы. Но фактически город стал русским еще раньше - в 1771 году, когда Керчь была захвачена Российским войсками и из города бежал османский гарнизон и все крымскотатарское население.
Российские власти придавали Керчи большое стратегическое значение. Для контроля морского сообщения между Черным и Азовским морями были возведены военные укрепления, построены новый порт и жилые кварталы по русскому образцу. К сожалению в результате этих масштабных работ средневековая Керчь была стерта с лица земли, разрушены генуэзская крепость и мусумальманские мечети. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. Керчь была оккупирована и разграблена союзническим войсками.
В середине XIX века началось послевоенное восстановление города, для строительных нужд велась активная добыча ракушечника и известняка, в результате которой образовались знаменитые керченские каменоломни с многокилометровыми подземными ходами. Большое значение для развития региона имело открытие в конце XIX столетия под Керчью залежей железной руды. Благодаря разработке месторождения Керчь к началу XX века стала современным промышленно развитым городом. Здесь появился металлургический завод, табачная фабрика и телеграф, была построена железнодорожная ветка, связавшая Керчь с Москвой и Санкт-Петербургом.
К началу Великой Отечественной войны в Керчи проживало уже более 100 тыс. человек, из которых 42.000 работало на предприятиях промышленности, основу которых составляли: металлургия, судостроение, судоремонт, рыболовство, переработка рыбы, стекольное и железорудное производство. В годы войны Керчь стала ареной жестоких сражений, четырежды через город проходила линия фронта. В результате боёв город был практически полностью разрушен.
Легендарной страницей, вписанной в историю не только Керчи, но всей Великой Отечественной войны, стала длительная оборона в Аджимушкайских каменоломнях. Здесь в мае 1942 года заняли оборону войска, прикрывавшие отход и переправу через пролив покидавших Керчь главных сил. Оборона каменоломен под командованием полковника Ягунова П.М., подполковников Ермакова А.С. и Бурмина Г.М., комиссаров Парахина И.П. и Карпехина М.Н., старшего лейтенанта Поважного М.Г. продолжалась 170 дней. Полковник Ягунов создал систему управления «подземным гарнизоном», сформировал штаб, создал разведывательные и противотанковые подразделения, медицинскую службу. К 10 тыс. солдат, закрепившимся в подземельях, присоединились керчане, не желавшие подчиниться оккупантам. Бойцы наносили врагу значительный урон, совершая диверсионные вылазки и отвлекая на себя большие силы гитлеровцев.
Еще одним ярким эпизодом войны была Керченско-Эльтигенскаяй операция, положившая начало освобождению Керчи и всего Крымского полуострова. В ночь на 1 ноября 1943 года несмотря на штормовую погоду 18 автоматчиков переправились через пролив и заняли небольшой курган у поселка Эльтиген. В результате боя в течение дня все они погибли, но не отступили и обеспечили высадку к исходу дня основных сил с орудиями, минометами и боеприпасами. Противник блокировал эльтигенский десант с моря и в течение 36 суток здесь, на небольшом плацдарме 3 км по фронту и 1,5 в глубину, получившему название «Огненная земля», в условиях полной блокады продолжали сражаться советские солдаты, оттягивая на себя значительные силы врага. В итоге основным войскам удалось взять Керчь. За подвиг на "Огненной земле" 61 защитник плацдарма был удостоенный высокого звания Героя Советского Союза.