Опера «Волшебная флейта»
30 сентября 1791 года разношерстная публика венского предместья
впервые увидела «Волшебную флейту» – «большую оперу в двух действиях
господина Эмануэля Шиканедера», как было написано на ее афише. Чуть
ниже, помельче, стояло имя Моцарта, композитора. Странная, на
современный взгляд, иерархия авторства в те времена была обычным делом:
один придумал и рассказал историю, другой написал к ней музыку. Чудо
«Волшебной флейты» заключается в том, что великая, одухотворенная музыка
Моцарта превратила вторичную и путаную сказку Шиканедера в многомерное
и при этом абсолютно цельное творение с неисчерпаемыми возможностями для
интерпретаций. «Волшебную флейту» ставят по всему миру вновь и вновь;
к очередной постановке моцартовского шедевра готовится и Мариинский
театр.
«Волшебная флейта» изначально универсальна и демократична, это опера
для всех: для детей и взрослых, для знатоков и любителей. Она дружелюбно
открывается каждому по мере его возможностей, жизненного
и художественного опыта. Ребенка приведет в восторг битва со змеем,
развеселит человек-птица Папагено, заворожит красивая и грозная Царица
ночи. Кому-то будут интересны вписанные в «Волшебную флейту» масонские
ребусы и отсылки к египетским древностям. Кто-то придет на спектакль
в предвкушении верхнего фа в знаменитой арии Царицы ночи и нижнего фа
в менее знаменитой, но не менее гениальной арии мудреца Зарастро.
Переливаясь многочисленными гранями, «Волшебная флейта» в своей
сердцевине сконцентрирована на одной теме – теме человека. Это опера
о его достоинствах и слабостях, о его духовных исканиях и тяге к земным
утехам, о его чувствах, главное из которых, конечно, любовь. За два
месяца до собственной кончины тридцатипятилетний Моцарт подарил миру
одно из самых жизнерадостных и поэтичных своих сочинений, и хотя тень
смерти нет-нет да и мелькнет в светоносной музыке «Флейты», непреложной
остается провозглашенная в этой опере-притче победа красоты, добра
и истины.