Опера «Сельская честь»
Музыку Пьетро Масканьи из оперы «Сельская честь», сами того не
подозревая, знают миллионы людей: романтика и драматизм саундтрека к
кинофильму «Крестный отец» завораживают. И даже разрозненность оперных
фрагментов не свела их к простому цитированию, так как сицилийская
криминальная драма — плоть от плоти «Сельской чести». Из смеси
литературного психологизма, кинематографического неореализма, оперного
веризма вышло явление, на которое опирались многие мастера, в том числе
режиссер Лилиана Кавани, ученица Лукино Висконти, всемирно известный
кинорежиссер, автор знаменитого фильма «Ночной портье».
Внимание Кавани к творчеству Масканьи и Леонкавалло можно объяснить ее
интересом к веризму — направлению в итальянской опере, возникшему в
1890-х годах. Для опер веристов характерна предельная простота сюжетов,
взятых из обыденной жизни, однако ни в жизни, ни в опере без трагедии не
обходится. Сжатый в одно действие напряженный сюжет — предчувствие
катастрофы и обрыв действия на кровавой развязке — не мог не привлечь
Кавани. «Кино — это сорт психоанализа, которому я подвергаю себя», —
говорит режиссер. В оперной режиссуре она также не отказывается от своих
принципов. На фоне торжественной простоты скромного быта, как пружина,
раскручивается тривиальнейшая история любви-измены-тайны.