Органный концерт: «Золото барокко, музыкальные мистификации и неаполитанские песни»
Центр искусства и музыки на Невском 20 – уникальное культурное пространство. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался Голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с роскошным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде здания установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020 году.
Золото барокко, музыкальные мистификации и неаполитанские песни — лучшие сочинения мирового хорового репертуара в сопровождении уникального голландского органа. Беспрецедентная эпоха, сломавшая стереотипы и подарившая миру уникальную архитектуру и оперный театр, стала одной из вершин мировой музыкальной культуры. В каждой стране этот причудливый стиль формировался по-разному, но наибольшее количество известных и плодовитых композиторов в эту удивительную эпоху породили Германия и Италия.
Вечер откроется масштабным циклом Дитриха Букстехуде — великого композитора и органиста, главы северонемецкой органной школы, крупнейшего музыкального авторитета своего времени. Музыкант прожил скромную жизнь, похожую на жизнь Баха с ежедневными обязанностями органиста и музыкального руководителя церковных концертов. Самобытный стиль Букстехуде отмечен невероятным богатством фантазии, в его органном стиле свобода импровизации гармонично сочетается с идеально выстроенной полифонией.
Stabat mater — самое известное сочинение гениального итальянца Джованни Баттиста Перголези, прожившего всего 25 лет, менее 10 из которых были отданы музыке. Как и Реквием Моцарта, история создания этого сочинения окутана тайной. Легенда гласит, что любимая девушка композитора, родители которой не дали согласия на брак с Перголези, ушла в монастырь, где вскоре скончалась. Композитор же почил практически сразу после завершения своего шедевра.
Ave Maria Владимира Вавилова — одна из самых красивых и популярных музыкальных версий это великой молитвы. Многие годы считалось, что ее автором является Джулио Каччини, и лишь спустя десятилетия выяснилось, что это мистификация Владимира Вавилова. Музыкант приписал своим сочинениям авторство известных композиторов, чтобы выпустить пластинку в СССР.
Кантата Gloria — одно из самых популярных духовных сочинений Антонио Вивальди, написанное солнечным итальянцем для воспитанниц венецианского приюта Ospedаle della Pieta. В красивейшей виртуозной кантате блеск высокого барокко проявляется во всем великолепии.
Вольфганг Амадей Моцарт представлен исполненным необыкновенного мелодизма псалмом Laudate Dominum из Воскресной вечерни.
Сюрприз вечера — известный всем хит Santa Lucia. Одна из самых популярных неаполитанских песен взлетела на пик популярности, благодаря великому Энрико Карузо. Автором музыки многие считают Теодора Коттрау, который перевел ее слова на классический итальянский язык и впервые издал в середине XIX века.
Золото барокко, музыкальные мистификации и неаполитанские песни — прекрасная музыка в уникальной ротонде бывшей Голландской церкви.
Программа:
Дитрих Букстехуде (1637–1704) Прелюдия и фуга ре минор BuxWV 149
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Laudate Dominum
Джованни Баттиста Перголези (1710–1736) Stabat mater и Amen из кантаты Stabat mater
Антонио Лучо Вивальди (1678–1741) Gloria и Laudamus tе из кантаты Gloria
Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини)
Энрико Карузо (1873–1921) Неаполитанская песня Santa Lucia
Станислав Монюшко (1819–1872) Domine ne in furore Tuo
Евгений Крылатов (1934–2019) Где музыка берет начало?
Исполнители:
Хор школы студии Санкт-Петербургской консерватории
Солисты:
Алексей Мершиев, скрипка
Марианна Чтеян, скрипка
Елизавета Ермоленко, сопрано
Руководитель хора – Мария Романова
Лауреат международных конкурсов
Елизавета Кузнецова (орган)
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта. Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.