Выставка «Многоликий кобальт»
Разнообразные оттенки синего цвета, которые дает
кобальтовая краска, приковывают взгляд, выявляют и подчеркивают лучшие качества
материалов, что позволяет красителю занимать особое место в истории
декоративно-прикладного искусства.
Название химического элемента кобальт происходит от имени
мифического духа гор (нем. Kobold — домовой, гном), который, по старинным
германским поверьям, обитал в горах и рудниках.
Кобальт – металл серебристого цвета с
синеватым или розовым отливом, на основе которого изготавливают минеральные
краски. Краситель кобальт – серо-черного цвета. При высокотемпературном обжиге
изделий (1200 - 1400°С) кобальтовая краска меняет цвет на различные оттенки
синего. Она подходит для подглазурной живописи, для окрашивания масс тонкой
керамики и глазурей, для изготовления надглазурных красок широкой палитры.
На выставке зрители смогут проследить всё
разнообразие техник и приемов применения кобальтового красителя с XV по XX век. Всего
в экспозиции будет представлено более 250 предметов. Первый ее раздел будет
посвящен фарфору и стеклу XVII-XX веков.
В Европе мода на фарфор с синей росписью
возникла в конце XVI
века, что было связано с его импортом из Китая, где изделия, расписанные
кобальтом, появились еще в эпоху правления династии Тан (618-907). На первой в
Европе фарфоровой мануфактуре в Мейсене, основанной в 1710 году, уже в ранний период ее
существования велись работы по получению синей краски для подглазурной
живописи. На основе кобальта создавались знаменитые синие фоны Севрской
фарфоровой мануфактуры. Сочетание фарфора и кобальта стало классическим для
Императорского фарфорового завода и заводов Гжели. Благодаря опытам М.В.
Ломоносова в конце XVIII
века в России выпускали кобальтовое стекло нескольких оттенков. В XIX веке кобальт часто использовали для
крытья, причем фон украшенных изделий декорировался самыми разнообразными
способами: золочение по глазури, роспись золотом, метод pâte-sur-pâte («слой за слоем»; техника
декорирования изделий из фарфора шликерной массой - смесью тонкой белой глины,
глицерина и воды). К концу столетия в моду входит полихромная
подглазурная живопись по фарфору, в области которой первенство принадлежало
Копенгагенской королевской мануфактуре. В ХХ веке европейские и русские
мастера, используя все многообразие художественных возможностей кобальта,
создавали не менее выразительные
произведения, демонстрируя мастерство и творческую индивидуальность.
Второй раздел выставки будет посвящен
применению кобальта исключительно в керамических изделиях в XV-начале XX века. Они демонстрируют весь спектр
типов керамики, таких как каменная масса, «гафнеркерамика», майолика,
полуфаянс, тонкий фаянс и опак, и раскрывают разнообразие и особенности
кобальтовой росписи в восточной, европейской и русской традициях.
Выставка продлится до конца 2024 года.