Санаулы кичләр / Пять вечеров
«Эта история произошла в Ленинграде, на одной из улиц, в одном из домов. Началась она задолго до этих пяти вечеров и кончится еще нескоро. Зима, по вечерам валит снег. Он волнует сердце воспоминаниями о школьных каникулах, о встречах в парадном, о прошлых зимах»...
Так начинает свою самую известную пьесу «Пять вечеров» драматург Александр Володин. Можно еще добавить — история случилась во второй половине 50-х. И вся пьеса пронизана болью воспоминаний о войне и блокаде, былью репрессий, в жернова которых попадает и главный герой. А до войны здесь жила моя первая любовь, говорит Ильин в первой картине. Лишь бы не было войны, вторит ему в финале Тамара. Казалось бы, такая жесткая привязка к конкретному историческому прошлому должна отпугнуть или озадачить молодых режиссеров XXI века. Но Айдар Заббаров считает иначе. Для него это история вне времени — о Мужчине, который возвращается, и Женщине, которая ждёт. Как тут не вспомнить, например, Одиссея и Пенелопу? Так этот негероический сюжет обретает метафорический план, а герои — статус архетипов. Именно такой подход по мысли режиссера привлечет современного зрителя. Потому что эта история произошла не в Ленинграде, даже не в Санкт-Петербурге, а где-то на белом свете, возможно, здесь и сейчас…