Дуган «Деважин»
Дуган «Деважин» вывезен
из Тамчинского (Гусиноозерского) дацана и расположен в бурятском забайкальском
комплексе Этнографического музея народов Забайкалья. Дуган «Деважин» является
образцом культового бурятского зодчества XVIII-XIX вв.
Культовое зодчество бурят
связано с распространением ламаизма в Бурятии, который пришел из Монголии в
конце XVII века. Первыми помещениями для ламаистского культа были обычные войлочные
юрты, которые перевозили с собой. С переходом на оседлую жизнь они были
заменены на деревянные здания, строившиеся русскими плотниками.
Тамчинский дацан был основан
в 1741 году, а с 1809 года приобрел статус Хамбын Хуреэ, т.е. резиденции Хамбо-ламы,
главы всех бурятских буддистов, и более 130 лет был центром буддизма и
буддийской мысли.
В комплексе
Тамчинского дацана дуган «Деважин» являлся одним из 17 малых храмов и занимал
место в западной части двора, в самом ее углу. Он был построен в 1890-х годах
для размещения в нем модели «Рая Сукхавати». В начале 1970-х годов «Деважин»
был перевезен в Этнографический музей народов Забайкалья.
В 2023 году была
проведена реэкспозиция. Внутри дугана были размещены макет монастырского
комплекса Тамчинского дацана, выполненный Центром создания креативных
прототипов Восточно-Сибирского государственного института культуры, фото
скульптурной композиции «Деважин» из фондов государственного музея истории
религий (г. Санкт-Петербург), стендовая выставка по истории архитектуры дацанов
Бурятии, выставка деревянных резных деталей Янгажинского дацана, среди которых
особый интерес представляет панно «Тунши», выполненное в технике
плоскорельефной резьбы, иллюстрирующее индийскую сказку о четырех животных,
разумно решивших спор о том, как достать плоды с высокого дерева.
Дуган «Деважин» является
памятником федерального значения в составе музейного комплекса «Этнографический
музей народов Забайкалья».
Для сохранения объекта
культурного наследия в музее под открытым небом важно периодически проводить
оценку состояния, выполнять реставрацию и консервацию. Это ключевые методы
сохранения, которые требуют внимания к деталям и комплексного подхода. Объекты
культурного наследия нужно защищать от воздействия окружающей среды и
контролировать количество посетителей для предотвращения негативного
воздействия. Для их сохранения важно регулярное обслуживание объектов.
Этнографический музей в работе по
сохранению культурных объектов сотрудничает с экспертами, реставраторами,
историками.