Опера «Пуритане»
Заставить слушателя «плакать, ужасаться, умирать» – так Винченцо
Беллини объяснял смысл оперного пения своему либреттисту Карло Пеполи.
В 1834 году в Париже два итальянца – молодой амбициозный композитор
и поэт-эмигрант – вместе работали над текстом для оперы «Пуритане», взяв
за основу только что поставленную пьесу Франсуа Ансело и Жозефа Ксавье
Бонифаса (известного под именем Сентин) «Круглоголовые и рыцари». Эта
опера станет последним триумфом рано умершего мастера бельканто.
24 января 1835 года в парижском Итальянском театре, как писал Беллини,
«все в зале обезумели, поднялся такой шум, такие крики, что приходилось
только удивляться темпераменту публики». С этого началась сценическая
история «Пуритан», уже в 1840 году поставленных и на петербургской
сцене.
В «Пуританах» есть все, что должно было покорить парижскую публику.
События разворачиваются на колоритном историческом фоне: дело происходит
в Англии в середине XVII века, во время гражданской войны, когда
республиканцы-протестанты боролись с католиками-роялистами. Главную
любовную пару составляют представители враждующих лагерей: сопрано –
сторонница Кромвеля, тенор – сторонник Стюартов. Их счастье висит на
волоске, путь к нему тернист: мнимая измена, побег, безумие, арест,
смертный приговор, буря; и все же в последний момент авторы спасают
своих героев, и история заканчивается хеппи-эндом. Прочтение краткого
содержания «Пуритан» вызывает в памяти известный афоризм Беллини:
«Хорошая музыкальная драма – это нечто такое, что не имеет здравого
смысла». «Пуритане» – отличная музыкальная драма, в которой сюжет
предоставляет композитору сильнейшие по своему эмоциональному накалу
ситуации. Музыка «Пуритан» не только не уступает предыдущим шедеврам
Беллини, но и оказывается на шаг впереди, во многом соприкасаясь с новым
жанром французской большой оперы. Здесь есть не только дивные вокальные
красоты, но и роскошный дифференцированный оркестр, мощные хоровые
сцены, сквозная драматургия сцен. «Пуритане» – одна из самых сложных для
исполнения опер за всю историю жанра. Сочиненная для великих голосов,
для прославленного «пуританского квартета»: Джулии Гризи, Джованни
Рубини, Антонио Тамбурини и Луиджи Лаблаша, эта музыка и сегодня требует
от вокалистов экстраординарной виртуозности, свободного владения
техникой итальянского прекрасного пения, а также огромного диапазона –
достаточно упомянуть запредельно высокие ноты ре и фа у тенора в третьем
действии. Артисты мариинской труппы уже проявили свое мастерство
в других творениях Беллини – операх «Капулетти и Монтекки»,
«Сомнамбула», «Беатриче ди Тенда», «Норма», исполненных в последние годы
в Концертном зале театра. Теперь, с появлением «Пуритан» на афише,
беллиниевскую коллекцию украсит еще одна крупная жемчужина.