От источников к вершинам
Концерт органистки из Швейцарии Дианы Быстровой откроет драматичная Прелюдия и фуга до минор И. С. Баха. Части произведения были созданы в разные периоды творчества: фуга в Веймаре около 1716 года, прелюдия в Лейпциге около 1730 года. Они мастерски объединены композитором в единый цикл.
Знаменитый исследователь жизни и творчества Баха А. Швейцер назвал его цикл из 46 хоральных обработок «Органная книжечка» «антологией баховского музыкального языка». Каждая из миниатюр представляет собой совершенный с точки зрения техники и стиля образец барочной органной музыки. Известнейшая хоральная обработка «Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос», звучащая в кинофильме «Солярис» А. Тарковского, будет исполнена на концерте.
В Сонатах, op.65 Ф. Мендельсона представлена своеобразная антология барочных жанров и форм, прочно связывающих его творчество с немецкой национальной традицией. Особым вниманием композитора пользовалась фуга: она нередко является частью, несущей основную драматургическую нагрузку цикла. Именно таким образом происходит развитие в Сонате № 2 до минор: от вступительного Grave и своеобразного ариозо через торжественно-церемониальный полонез, в котором проступают признаки марша-гимна — к утверждающей, финальной фуге.
Органное творчество М. Регера — яркая и значительная часть истории органного искусства. При помощи стилистической «арки», перекинувшейся от эпохи позднего романтизма к современности, в нём осуществилась «связь времён». Композитор создавал произведения для нового типа инструмента — симфонического органа, обладающего более обширными звуковыми и динамическими возможностями. Регер писал и развёрнутые музыкальные «полотна», и циклы миниатюр. В программе концерта — Пастораль, ор.59.
А. Г. Риттер — автор четырёх Сонат для органа, и его, наряду с Ф. Мендельсоном, принято считать создателем этого музыкального жанра. Необыкновенно разнообразные сочинения ярко и непосредственно передают романтический дух эпохи. В отличие от Сонат Мендельсона, произведения Риттера не делятся на части, а представляют собой монолитные пьесы, чаще драматичного характера. Будет исполнена Соната № 1 ре минор.
О. Мессиан — композитор XX века, создавший свой собственный характерный музыкальный язык. Он настолько самобытен, что его сложно отнести к какому-либо направлению. Истоки музыки Мессиана — григорианский хорал, индийская музыка, музыка французских композиторов, его изыскания в области орнитологии, и всё это объединено в причудливый музыкальный сплав. Прозвучит «Communion» из «Мессы на Пятидесятницу».
Л. Боэльман — французский композитор второй половины XIX века. Он учился в Парижской школе Нидермейера у Э. Жигу и Г. Лефевра. Боэльман много гастролировал по Европе, писал критические статьи. Его композиции получили высокую оценку современников, выразившуюся в нескольких премиях Международного общества органистов и капельмейстеров. Он создал около 160-ти произведений, значительная часть которых предназначена для органа. Четырёхчастная «Готическая сюита» была написана в 1895 году. Эта яркая романтическая фантазия до сих пор является одним из наиболее исполняемых органных произведений композитора.
Исполнитель:
Диана Быстрова (орган, Люцерн)
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Хоральная обработка Ich ruf` zu Dir, Herr Jesu Christ («Я взываю к тебе, Господь Иисус Христос»), BWV 639 из цикла «Органная книжечка»
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) — Соната до минор, ор.65, № 2:
— Grave
— Adagio
— Allegro maestoso e vivace
— Fuga (Allegro moderato)
Макс Регер (1873-1916) — Пастораль, op.59
Август Готфрид Риттер (1811-1885) — Соната № 1 ре минор, op.11
Oливье Мессиан (1908-1992) — Communion («Птицы и источники») из «Мессы на Пятидесятницу»
Леон Боэльман (1862-1897) — «Готическая сюита», op. 25:
I. Интродукция-Хорал
II. Готический менуэт
III. Молитва
IV. Токката