Быть в материале. Современное искусство керамики
В музее-заповеднике «Царицыно» 13 июля открывается
выставка об искусстве керамики и его связи с промышленным дизайном. В
экспозиции – эскизы и чертежи авангардистов начала XX века, давших
толчок к развитию дизайна в СССР, и работы художников Виктора Решетникова и
Татьяны Бригадировой, чьи идеи заимствуют дизайнеры сегодня.
Бригадирова и Решетников – очень разные художники. Они
используют диаметрально противоположные творческие методы. У Татьяны –
камерная, интимная керамика, у Виктора – мощная, балансирующая на грани с
монументальностью. Но при всем этом в работах обоих присутствуют лаконизм,
функциональность, эксперименты с пространством, что роднит их с дизайном. Чтобы
раскрыть характерные черты каждого автора, куратор и архитектор экспозиции
использовали очень простой ход – они разделили выставку напополам. Например, зал
«Геометрия» полностью посвящен работам Решетникова, а зал «Свет и тень» –
работам Бригадировой. На контрасте легко увидеть, насколько художники разные,
как по-разному смотрят на мир и разное в нем видят, и удивиться, что работы их
созданы из одного и того же материала – самой обычной глины.
В «Царицыне» хранится выдающаяся коллекция авторской
керамики XX века, которая постоянно пополняется. 2019-й был объявлен в музее
«Годом керамики», в рамках которого прошли пять тематических выставок, в
экспозиции которых были представлены работы современных художников, а также
произведения Пабло Пикассо, Жоана Миро, Михаила Врубеля и многих других, кто в
том числе работал и с керамикой. В 2022 году в Большом дворце прошла выставка
Владимира Петрова и Натальи Полторацкой, мастеров классической московской школы
керамики 1960-х годов, а в 2023-м – персональная выставка ведущего художника
Императорского фарфорового завода Татьяны Чапургиной. В этом году музей
показывает двух важнейших современных московских авторов – Татьяну Бригадирова
и Виктора Решетникова, последние сорок лет работающих на границе двух миров:
искусства и дизайна.
Первое серьезное
разделение искусства, ремесла и дизайна произошло во времена промышленной
революции в конце XVIII века. Спустя столетие в Англии возникло движение
«Искусства и ремесла» (Arts and Crafts), последователи которого возвращали
ценность ручного труда, провозглашали красоту вещей, созданных человеком, а не
машиной. В XX веке на сцену вышел немецкий Баухаус, основатели которого,
наоборот, боготворили индустриализацию и считали, что ремесла (да и искусство
тоже) должны быть у нее в услужении. Ту же авангардную для своего времени
концепцию постулировали и образованные в Москве в 1920 году ВХУТЕМАС.
Часть выставки «Быть в
материале» как раз рассказывает об удачной интервенции искусства на территорию
промышленного дизайна в начале прошлого столетия, когда художники сумели
привнести в текстильную и фарфоровую промышленности супрематические идеи и красоту
конструктивизма. В экспозиции – эскизы тканей Варвары Степановой и Любови
Поповой, эскизы росписей тарелок Алексея Колосова и Ирины Рождественской.
Достаточно одного взгляда на эти работы, чтобы понять, насколько сильна
тенденция к взаимопроникновению искусства и дизайна в декоративно-прикладном
искусстве. Специалисты десятилетиями спорят, где проходит водораздел между
ремеслом, коллекционным дизайном, малотиражной художественной промышленностью
и, собственно, искусством. В последнее столетие искусство все чаще становится
источником идей для дизайнеров, а дизайн помогает художникам актуализировать
творческие порывы. Эта взаимосвязь как раз фиксируется на выставке
«Быть в материале».