Старые портреты - новые имена. Атрибуция живописных портретов из собрания Тверского краеведческого музея
Возвращение
портрету имени – сродни научному открытию и
является знаменательным событием не только для музейного собрания, но и для
культуры страны в целом. Уникальность в том, что всем портретам, которые увидит
посетитель, возвращены подлинные имена!
История
существования и бытования семейных реликвий в дворянских усадьбах зачастую представляет
собой чудесное хитросплетение вымысла и реальности, которые со временем так
тесно уживаются, что отличить одно от другого не представляется возможным. Как
правило, портрет человека писался для сохранение памяти о близких и любимых, по
случаю важного события, размещался в
семейном интерьере и часто не нуждался в подписи – так формировались фамильные
портретные галереи. В водовороте бурных событий ХХ века, особенно в
революционные годы, когда разрушались и разорялись особняки и усадьбы, многие портреты,
сберегавшие семейную и родовую память, теряли свои насиженные места, корни, становясь безымянными экспонатами в музейных
собраниях и частных коллекциях.
В этой связи
особенно показателен пример с Куракинской коллекцией из имения
Степановское-Волосово Тверской губернии, поступившей в Тверской музей в 1920-е
годы. На некоторых портретах сохранились
надписи на оборотной стороне холста, из которых следовало, кто изображен на
портрете. Под этими именами они и были записаны в учетные книги поступлений
музея. Как показали исследования, это не всегда соответствовало
действительности.
Самая простая
методика идентификации портретов – сравнить с подтвержденными изображениями. Но
для этого нужно сначала понять, с кем сравнивать, ведь невозможно держать в
голове тысячи разных портретов. С другой стороны, портретное искусство
XVIII – XIX веков подчинялось строгим канонам. Зная особенности
ношения форменной одежды, наград, орденов специалист может очень точно определить
не только датировку, но во многих случаях изображенного на портрете. К
сожалению, этот метод применим только к мужским портретам – женщины орденов не
носили, за исключением кавалерственных дам.
На выставке
представлено одиннадцать портретов, поступивших в коллекцию музея в разное
время и при разных обстоятельствах, некоторые с пометкой – «портрет
неизвестного». Герои этих живописных произведений навсегда могли остаться
«неузнанными», если бы они не стали предметом заинтересованного и досконального
изучения музейных специалистов и историков.